24 сентября 2024 года Российская академия образования совместно с Губкинским университетом провели Всероссийскую научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы развития общей теории и дидактики подготовки инженерно-технических и технологических кадров».
Ученые РАО, преподаватели педагогических и технических университетов обсудили вопросы формирования общей теории и дидактики высшего образования в условиях цифровой трансформации образования, проблемы применения в образовательном процессе современных цифровых технологий, включая технологии искусственного интеллекта; направления совершенствования практики подготовки инженерно-технических и военно-инженерных кадров.
В приветствии к участникам конференции президент РАО, академик РАО Ольга Васильева подчеркнула необходимость эффективного взаимодействия научного потенциала учёных, уникальных педагогической и инженерной школ для решения задач ускорения научно-технического и технологического развития Российской Федерации и ведущую роль в этом взаимодействии Российской академии образования как государственной академии наук, объединяющей учёных и практиков, работающих в сфере образования и педагогики.
В качестве одной из важнейших задач Российской академии образования Ольга Васильева выделила обеспечение современной системы профессионального образования новым содержанием, теоретической и научно-методологической базой, учитывающей геополитическую ситуацию, психофизиологические особенности поколений обучающихся, возможности современных цифровых технологий.
Исполняющий обязанности вице-президента РАО, исполняющий обязанности академика-секретаря отделения профессионального образования РАО, академик РАО Михаил Стриханов акцентировал внимание на актуальных проблемах подготовки инженерно-технических кадров. Ректор Губкинского университета, академик РАО Виктор Мартынов отметил заметное расширение границ исследований научного совета «Инженерное образование и профессиональное самоопределение» при отделении профессионального образования РАО, который возглавляет с академиком РАО Василием Жураковским с 2019 года. Данная тенденция связана, в первую очередь, с изменением содержания инженерной деятельности, которая становится всё более многоаспектной, вариативной, выходит за рамки техносферы, синтезируя естественно-научную и гуманитарную области. Не менее существенным фактором является текущая геополитическая ситуация, требующая от выпускников университетов, кроме предметных знаний, умений и навыков, сформированности таких качеств, как системное мышление, ответственность, следование традиционным российским ценностям и их продвижение, воспитания патриотизма, гражданственности.
С докладом о задачах формирования общей теории и дидактики высшего образования выступил академик РАО Николай Подуфалов. Его доклад продолжил руководитель Аналитического центра РАО Андрей Кузнецов, рассмотрев разработку аспектов методологии реализации компетентностного подхода в подготовке инженерных кадров.
Руководитель научной школы «Информатизация образования» ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», академик РАО Ирэна Роберт рассмотрела предпосылки становления дидактики на различных исторических этапах, а также теоретико-методологические, гуманитарно-прикладные и технологические основания её развития в условиях цифровой трансформации образования.
Важной особенностью конференции стало совместное обсуждение учёными и специалистами в области психологии и педагогики, представителями образовательных организаций актуальных направлений психофизиологических исследований, являющихся основополагающими для развития общей теории и дидактики высшего образования в условиях широкого применения в образовательном процессе современных цифровых и сетевых технологий. Междисциплинарным исследованиям когнитивных процессов в образовании был посвящён доклад академика РАО, академика-секретаря отделения психологии и возрастной физиологии РАО, заведующего лабораторией возрастной психогенетики Сергея Малых. Академик РАО Владислав Сериков и член-корреспондент РАО Александр Савенков обратились к функциям, содержанию, технологиям реализации гуманитарного компонента и таксономии целей современного инженерного образования.
Большой интерес вызвали выступления заведующей кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи, д.пед.н. Ирины Соколовой и доцента кафедры экономической теории Уфимского университета науки и технологий, к.пед.н. Аллы Ивановой о дидактических особенностях преподавания военно-инженерных дисциплин в цифровую эпоху и развитии инженерного мышления, научно-технического творчества и навыков технологического предпринимательства у молодежи.
Доцент РАО, проректор по научной работе Губкинского университета Павел Калашников и начальник отдела сопровождения программ развития управления стратегического развития Андрей Строгонов представили участникам мероприятия результаты поведенного исследования по инфраструктурной готовности к внедрению XR-технологий в высшем и среднем профессиональном образовании, в котором приняли участие 170 образовательных организаций.
Академик РАО Барасби Карамурзов в завершение пленарного заседания отметил, что система образования является единственным инструментом сохранения единого ментального пространства страны. При этом эффективность непрерывного образования обусловлена уровнем интеграции и координации всех образовательных ступеней в рамках единой системы.
По итогам конференции были приняты рекомендации, в которых отражена необходимость дальнейших исследований в области общей теории и дидактики высшего и среднего профессионального образования, в том числе разработки разделов дидактики и теории дидактических систем в области инженерно-технического и технологического образования; изучение возрастных особенностей и уровня психофизиологического развития молодого поколения в условиях цифровой трансформации образования и общества.
Завершил конференцию небольшой концерт студентов-губкинцев.